«Rammstein» — немецкая метал-группа, образованная в январе 1994 года в Берлине. Их музыкальный стиль соединяет в себе элементы индастриал-метала, и традиции немецкой тяжёлой сцены (Neue Deutsche Härte). Rammstein — одна из самых популярных рок-групп Германии, широко известная и в остальном мире. Почти все песни группы исполняются на немецком языке. Rammstein также прославились сценическими шоу и эпатажными текстами.

Состав:

    * Тилль Линдеманн (Till Lindemann) — вокал
    * Рихард Круспе (Richard Z. Kruspe) — гитара
    * Кристиан Лоренц (Christian Flake Lorenz) — клавишные
    * Пауль Ландерс (Paul H. Landers) — Ритм-гитара
    # Оливер Ридель (Oliver «Ollie» Riedel) — Бас-гитара
    # Кристоф Шнайдер (Christoph «Doom» Schneider) — ударные

Название группы
Название группы происходит от названия военной базы США Рамштайн, расположенной около одноимённого города в Германии.

28 августа 1988 г. на авиабазе во время авиашоу с участием итальянской авиационной группы высшего пилотажа Фречче триколори (итал. Frecce Tricolori) произошло столкновение трёх самолётов, в результате которого погибли 70 человек и больше трёхсот получили ранения (об этой трагедии на авиабазе рассказывает одноимённая песня «Rammstein»)

Став популярной, группа долгое время дистанцировалась от взаимосвязи между их названием и названием места трагедии. Двойное «м» в названии позволяло объяснять слово как обозначение каменного тарана, но этот вариант был озвучен уже намного позже.

История

Группа «Rammstein» была основана в 1994 г. в Берлине гитаристом Рихардом Круспе. Свою музыкальную карьеру он начал в Западной Германии в группе «Orgasm Death Gimmick», сбежав из ГДР в 1989 г. После объединения Германии он возвращается на родину в город Шверин. Круспе, поклонник Kiss, искал возможности соединить любимый им хард-рок с электронным звучанием индастриала. В это время он познакомился с Оливером Риделем (бас-гитара) и Кристофом Шнайдером (ударные), позднее с Тиллем Линдеманном, игравшими в различных панк-рок группах. В этом составе они организовали группу Rammstein. Линдеманн, игравший прежде на барабанах (группа «First Arsch») занял место солиста, ему же принадлежат тексты песен, исполняемые группой. Все члены группы — из бывшей Германской Демократической Республики.

19 февраля 1994 года Rammstein, с песнями Das alte Leid, Seemann, Weißes Fleisch и Rammstein, вчетвером выиграли конкурс молодых групп в Берлине, получив право записи на профессиональной студии. Годом позже к группе присоединился третий гитарист Пауль Ландерс, а затем и клавишник Кристиан Лоренц, игравшие в панк-группе Feeling B. В таком составе и с продюсером Якобом Хельнером был записан дебютный альбом Herzeleid. Все тексты в этом альбоме, как и в большинстве последующих, написаны Линдеманном. После нескольких неудачных попыток написать тексты на английском, как того требовал лейбл, Тилль настоял на том, чтобы писать песни на немецком. Выпущенный на лейбле Motor Music, первый диск Rammstein завоевал широкую популярность.

Rammstein заметил лидер Nine Inch Nails Трент Резнор, который посоветовал две их песни в саундтрек к триллеру Дэвида Линча «Шоссе в никуда». Это принесло группе дополнительную известность. В 1995 в поддержку альбома, Rammstein совершили тур по Европе на разогреве у Clawfinger. На концертах Rammstein демонстрировали яркие пиротехнические шоу. В 1996 году Rammstein впервые выступили на телеканале MTV. Этот же телеканал долгое время отказывался транслировать видео-клипы группы.

В том же году выпускается новый сингл «Engel», к которому был снят клип имевший очень большой успех. За ним выходит второй альбом группы, «Sehnsucht», который почти сразу же приобретает статус платинового. К концу 1997 года был выпущен внеальбомный сингл «Das Modell» с кавер-версией одноименной песни группы «Kraftwerk».

Группа пользуется большим успехом как в Германии, так и за её пределами. Несколько синглов Rammstein попадали в десятку лучших в Германии.

Стиль

Музыка

Стиль музыки Rammstein, который сами музыканты в шутку окрестили «танц-метал», преимущественно представляет собой индастриал-метал в духе Neue Deutsche Härte (Новая Немецкая Тяжесть). Однако он смешивает элементы и электронного индастриала, и альтернативного метала, и других жанров.

Тексты

Тилль Линдеманн — вокалист группы и автор её текстов
Основной целью текстов группы является бесцензурное и провокационное отображения проблем всего мира в целом, хотя иногда группа пишет песни на общие темы и любовную лирику. Поэтому тексты песен Rammstein касаются широкого диапазона тем. Группа поёт на темы секса (Pussy, Weisses Fleisch, Bück dich, Rein raus), про катастрофы (Rammstein, Dalai Lama), извращений и других подобных тем. Многие из них вызывающи и провокационны. Также группа иногда касается тем общества (Amerika, Links 2,3,4). Часто встречается любовная лирика (Seemann, Klavier, Ohne dich, Wo bist du?, Stirb nicht vor mir, Frühling in Paris).

Практически вся лирика Rammstein пишется на немецком языке. В текстах постоянно встречаются каламбуры, основанные на разном значении или созвучии тех или иных немецких слов. Например, Du hast в разном контексте может значить «ты имеешь», выражать прошедшее время, а также созвучно « ты ненавидишь» Los можно перевести как «давай» или «без» и т. п. Так, одна из песен носит непереводимое название «Bückstabü». По словам Рихарда Круспе оно означает «всё, что захочешь».

У Rammstein имеется несколько песен и на других языках. Например, англоязычные версии песен «Du hast» и «Engel». Кроме того, на английском языке исполняется ряд кавер-версий (Stripped — Depeche Mode; Pet Semetery — Ramones). В песне «Moskau» припев исполняется на русском языке приглашённой русской солисткой Викторией Ферш.

Имидж и репутация

Уже в начале существования группы со стороны СМИ некоторых стран, и в первую очередь немецких, в адрес музыкантов часто высказывались обвинения в право-радикальных тенденциях. Причиной для этого послужили шоу Rammstein, выдержанные в стиле эстетики Третьего рейха, тексты песен, смысл которых можно истолковать двояко, преобладающая тематика насилия и брутальности. По этой причине были сорваны несколько концертов в Польше и Чехии. Критика усилилась после того, как в 1998 г. был снят видеоклип на сингл «Stripped», с использованием фрагментов документальных фильмов Лени Рифеншталь «Олимпия» (фильмы о XI Летних Олимпийских играх 1936 г. в Берлине). Несмотря на то, что некоторые фрагменты из клипа были удалены, обвинения в адрес группы о распространении «фашистоидных» взглядов и идеализации «национал-социалистической» эстетики продолжались. На телевидении было запрещено показывать этот клип раньше 22 часов вечера. Позже Линдеманн признался, что это было провокацией, они перешагнули границу, и такого больше не повторится[.

Под огонь критики и обвинений в «солидарности с национал-социализмом» группа попала в 1999 г. после массового убийства в школе «Колумбина».Как выяснилось в ходе расследования, Эрик Харрис и Дилан Клеболд были фанатами Rammstein.

В 2001 году, чтобы отвести от себя непрекращающиеся обвинения и чётко показать свои политические позиции, группа выпустила песню «Links 2-3-4». Как заявил Кристиан Лоренц, песню Тилль Линдеманн написал, чтобы рассеять сложившиеся в отношении Rammstein предубеждения:
« Мы маршируем, но мы левые, абсолютно ясно левые. »

Тем не менее, левые антифашистские организации подвергли критике группы направления «Neue Deutsche Härte» за бездумное использование различного рода изображений времён нацистской Германии; особенно это касалось группы Rammstein, «героизировавшей в своих выступлениях культ атлетических тел, огня, мускулов и барабанной дроби». В то же время, со стороны право-экстремистской сцены, в лице газеты национал-демократической партии Германии «Deutsche Stimme» реакция была прямо противоположная.

Позже группу так же обвиняли в поддержке терроризма. Дело в том, что 1 сентября 2004 года в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия) во время захвата заложников, террористы во время осады слушали группу Rammstein, чтобы держать себя в возбужденно-агрессивном состоянии. Участники группы так прокомментировали этот случай:

    «Не наша музыка сделала этих террористов тем, что они есть. Музыка — всего лишь часть общества. На нее не распространяется зависимость „причина-следствие“. Человек, изобретший автомат, не в ответе за все войны в мире. Все эти темные стороны жизни являются частью нас от природы. Людям надо научиться жить с этим.»

    «Об этом было много разговоров, но если в человеке есть какое-то радикальное чувство, что угодно может спровоцировать его выплеск — рисунок, фильм и тому подобное. По чистому совпадению это оказалась наша музыка. Важно думать о том, что заставило их пойти на такой шаг, как они опустились до такого — а не о их вкусах в музыке. Каждый раз, когда случается что-то подобное, все начинают винить артиста. Это полная чушь.»