Религия в Японии

Религия в Японии представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Большинство жителей Японии не причисляет себя к какой-либой одной религии, что свидетельствует о синкретизме.

Буддисты и синтоисты составляют по некоторым оценкам до 84—96 % населения, представляя большое количество верующих в синкретизме обеих религий. Однако эти оценки основаны на ассоциации японцев с тем или иным храмом, а не на количестве действительно верующих. Профессор Роберт Кисала предполагает, что всего 30 % населения идентифицируют себя как верующие.

Китайские таосизм, конфуцианство и буддизм также повлияли на японские верования и традиции. Религия в Японии склонна к синкретизму, что выливается в смешение различных религиозных практик. Так, взрослые и дети отмечают ритуалы синто, школьники молятся перед экзаменами, молодые пары устраивают свадебные церемонии в христианской церкви, а похороны — в буддистском храме. Христиане представляют собой религиозное меньшинство, всего 2,04 % населения. Среди объединений христианских церквей, действующих в общеяпонском масштабе, самое крупное — Католический центральный совет, на втором месте по численности — Свидетели Иеговы.

С середины XIX века в Японии также появились различные религиозные секты, такие как Тэнрикё и Аум Синрикё.

Синтоизм

Число синтоистских храмов в Японии по оценкам около 100000
Традиционной японской религией принято считать Синтоизм

Буддизм

Самой распространенной религией в Японии является Буддизм В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Некоторые индийские историки считают, что буддизм появился существенно раньше — примерно в XVII веке до н. э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов в хрониках, датированных более ранним временем.

Христианство в Японии

Всего в Японии насчитывается около 1,5 млн христиан. Среди объединений христианских церквей, действующих в общеяпонском масштабе, самое крупное — Католический центральный совет (свыше 400 тыс. верующих, около 2 тыс. культовых учреждений, 2 тыс. священников).

Численность приверженцев всех общеяпонских объединений протестантских церквей в конце 1989 года составляла около 500 тыс. человек.

Англиканство объединяет 57 тыс. верующих в составе Англиканской церкви в Японии (Nippon Sei Ko Kai), во главе которой стоит Архиепископ Натаниель Макото Уемацу.

Православие насчитывает около 36 тыс. человек. Автономная Японская православная церковь входит в состав Московского Патриархата.

Численность свидетелей Иеговы в 2008 году составила 218 тыс. человек, объединённых в 3177 собраний. Вечерю Господню весной 2008 года посетило 333 тыс. человек.

Ислам

Мусульманское общество, состоит в основном из индийцев-мусульман (пакистанцев) и тюрко-татар, эмигрантов из России.

Первая мечеть была построена в 1905 году, в городе Осаке, имигрировавшими татарами.

Известный башкир Курбангалиев, Мухаммед-Габдулхай организовал общество мусульман Токио и стал его главой. В 1927 открыл школу для мусульман Японии. В 1928 организовал Всеяпонский съезд мусульман. 12 мая 1938 под его руководством состоялось открытие мечети в городе Токио. Также известна мечеть в городе Коба.

В 1939 году Ислам признали одной из действующих религий Японии.